Беловежский императорский дворец заложен в 1889 году на месте давнего охотничьего замка королей Владислава IV(1632 -1648), Августов Саксонских и последнего короля Речи Посполитой - Станислава Августа Понятовского.
Законченный при Николае II в 1894году, он стал излюбленным местом охоты и отдыха царствующей семьи.
В поэме «Песня о зубре» белорусский поэт эпохи Возрождения Микола Гусовский блестяще описал великокняжескую охоту в пуще, подчеркнув: «Верце: у нас, у Лiтве, гэта усё - рэчаiснасць..». Уже тогда в Беловежской пуще был известен охотничий дом короля и князя литовского Сигизмунда I (1506 -1548), построенный за г. Каменцем.
В связи с III разделом Речи Посполитой Беловежская пуща вошла в состав Российской империи, а в 1888 году по высочайшему указу царя Александра III была передана в собственность царствующей семьи, взамен на бывшие царские владения.
Строительство нового дворца по проекту, выполненному архитектором графом Николаем де Рошфором, началось в 1889 году - именно тогда, когда во вновь присоединенных Россией землях закончились работы по возведению кольца крепостей, а в Европе повсеместно расцвёл стиль модерн, именуемый французским термином «fin de siecle»(конец века). Такое «совпадение» отразилось на архитектуре здания. В основу композиции дворца лег прямоугольный план с ризолитами, который был идентичен казармам, построенным для русских войск в Варшаве, Демблине, Бресте, Гродно, Бобруйске, Модлине, Каунасе и т.д. Архитектура дворца сохранила казарменный характер, особенно это заметно на фасаде, ориентированном на подъездную дорогу, в то время как противоположный фасад был более изыскан. Изящность зданию придавали вежи, заимствованные у архитектуры традиционного охотничьего замка. Очевидно, что Николай де Рошфор задумал главную вежу как вежу-донжон, разместив её на углу здания, и подчеркнув значимость высоким шатровым покрытием со шпилем для флага императора. Вторую вежу решил архитектор как эркер, она играла роль средневековой замковой и была декорирована элементами, свойственными архитектуре готике - нишами и ложными бойницами.
Особенный шарм зданию придавали архитектурные «аксессуары» - мансардные перекрытия с открытыми конструкциями фронтонов, декоративная кладка фризов, пилястр и даже печных труб. Конструкция крыши, по конькам которой были поставлены ажурные металлические решетки, еще больше уводила взгляд ввысь и придавала зданию воздушность.
Завершение строительства и интерьер дворца выполнил выпускник Петербургской академии искусств архитектор Иван Жолтовский(1867 -1959). Для отделки и меблировки дворца он использовал породы, которые в изобилии произрастают в пуще: сосну, ель, дуб, ильму (бересту), граб, березу, клен, белый бук, ольху и осину. Для придания дереву нужного по его замыслу оттенка материал подвергался продолжительной варке в воде и только затем тщательно высушивался. Это позволяло варьировать и разнообразить интерьер дворца. Из обработанного таким образом дерева мастерами были выполнены разнообразные детали интерьера: плафоны, паркет, обрамления окон и дверей, плинтусы, карнизы, панели, панно и т.д... Каждая комната благодаря подбору пород древесины приобретала оригинальный характер и узнаваемость. Хорошо освещенная «царская гостиная» имела мягкую спокойную цветовую гамму, созданную благодаря использованию в панелях стен и мебели светлого клена в сочетании со шпалерами из английского ситца цвета ранней травы. «Великокняжеская гостиная» была решена в более напряженной гамме. Здесь мебель выполнена в «американском» стиле» из прочного и тяжелого дуба. Несколько комнат отличалось особой оригинальностью.
Одна - для свиты - была оклеена старыми почтовыми марками со всего света, другая украшена игральными картами, так же была оформлена мебель. Большинство комнат дворца наделено было именами собственными: например, великокняжеские покои именовались комнатами «Со львами», «Берестовая», «Сосновая». Помещения для фрейлин носили названия «Маки», «Беседка», а комнаты для свиты - по какой-то причине - «Ночь», «Заря», «Красная», «Зеленая».
Ландшафт вокруг дворца был первозданным и живописным. С одной стороны простирался ровный гладкий пейзаж, с другой - прямо под окнами начинался крутой склон, уходящий к реке Наревка с прилегающими крестьянскими лугами и полями. Это искусственное возвышение получилось в результате построенной в 1812 году батареи Головина. Характер этой возвышенности диссонировал с ландшафтом. Вскоре после постройки дворца возник вопрос и о создании искусственного парка. В 1895 году начинаются работы по его обустройству. Он был задуман в английском стиле, обнесен высокой литой оградой, подобной широко известной Санкт-Петербургской ограде летнего сада. Для придания парковому ансамблю большей живописности старые крутые насыпи у самого дворца выложили диким камнем и пустили по ним вьющийся плющ. По проекту инженера Валерия Кронненберга на реке Наревке была построена дамба со шлюзом. Она позволила создать два живописных водоёма, в одном из которых был оставлен островок с несколькими деревьями, служивший жилищем для стаи белых лебедей.
Таким образом, в самом центре Беловежской пущи в конце XIX века появился уникальный ландшафтно-парковый ансамбль. Известные миру правители, включая первого президента Польши Мостицкого, президента Варшавы Стажиньского, известного любителя охоты Германа Геринга и другие неоднократно отдыхали здесь. Переживший Вторую мировую войну, в 1958 году дворец, расположенный на пограничье Польши и СССР, по обоюдному согласию обоих правительств был взорван. Почему? Об этом можно только догадываться.
http://www.brestobl.com/bk/2003/b39/st108.htm
Знания филателиста зависят не от стажа или коллекции, а от количества проанализированного им матерьяла.