Вопрос по почтовым станциям.

Империя, Русская почта за границей, Гражданская война, РСФСР.

Модераторы: Duck, Виталий

Ответить
Хамаль
читатель форума
Сообщения: 82
Зарегистрирован: Чт дек 10, 2009 7:09 am

Вопрос по почтовым станциям.

Сообщение Хамаль » Вс янв 30, 2011 11:32 am

Кто нибудь может подсказать - принималась ли корреспонденция на почтовых станциях трактов? Или это были промежуточные пункты для смены лошадей и бригады почтовых работников сопровождавших почту?
Если принималась, то имелись ли на станциях штемпеля для гашения?
Аватара пользователя
Виталий
администратор
Сообщения: 2231
Зарегистрирован: Чт июн 21, 2007 8:25 pm
Откуда: Брно,Чешская республика

Сообщение Виталий » Вс янв 30, 2011 4:55 pm

Думаю,что все земские штемпеля можно отнести сюда.
И 150 лет старая марка - может стоить копейки.
Аватара пользователя
Виталий
администратор
Сообщения: 2231
Зарегистрирован: Чт июн 21, 2007 8:25 pm
Откуда: Брно,Чешская республика

Сообщение Виталий » Вс янв 30, 2011 5:01 pm

Старые штемпеля (теперь их можно назвать штемпелями домарочного периода ) были четырех основных типов:прямолинейные в одну-три строки,прямоугольные в рамке,овальные и круглые. 31 мая 1858 г.вышло указание для гашения марок взамен
старых употреблять новые,номерные точечные штемпеля,которые должны быть вскоре высланы на места. Существуют шесть типов этих почтовых штемпелей:круглые для Москвы,Петербурга и губернских городов,прямоугольные для уездных городов,
овальные для пограничных почтовых контор,шестиугольные с острыми углами вверху и внизу для железнодорожной почты,шестиугольные с острыми углами по бокам для местечек и сел,шестиугольные с одним острым углом вверху для почтовых станций на дорожных трактах.

О.Н.Бухаров "Марки из старого альбома"
И 150 лет старая марка - может стоить копейки.
Хамаль
читатель форума
Сообщения: 82
Зарегистрирован: Чт дек 10, 2009 7:09 am

Сообщение Хамаль » Вс янв 30, 2011 6:59 pm

Cейчас плотно занимаюсь почтовым обращением и штемпелями юга русского Туркестана. Прочел в статье Я.Вовина "Почтовые штемпеля России 1858 -1917 гг" о приказе -оповещении Главного управления почт № 157 от 17 августа 1858 года,по рассылке второй группе почтовых учреждений(почтовые отделения и почтовые станции в разных небольших пунктах) новых штемпелей от 17 августа 1958г . Приказ попадал в период точечных штемпелей. Но почтовые тракты существовали и в 20 веке, например в Семиреченской области. Логично предположить. что если имелись штемпеля Берлинского и последующих типов то где то можно было о них прочитать или увидеть. Не встречал ни одного описания или скана гашений почтовых станций южных областей русского Туркестана. может кто то подскажет ссылки где можно увидеть подобные гашения.
Хамаль
читатель форума
Сообщения: 82
Зарегистрирован: Чт дек 10, 2009 7:09 am

Сообщение Хамаль » Вс янв 30, 2011 8:03 pm

В дополнение к написанному.
Почтовые станции в России как правило находились друг от друга на расстоянии 20 верст. Например от ж.д станции Кабульсай через г Чимкент, Аулие Ата, Пишпек, Верный, Копал и Сергиополь шел почтовый тракт на Семипалатинск. Кроме названных населенных пунктов нашел информацию только о одной почтовой станции Мерке где было почтовое отделение. Этот тракт похоже существовал до строительства Турксиба в Советские времена. Информации о почтовых штемпелях почтовых станций найти нигде не могу. Не говоря о почтовых станциях Закаспийской и Ферганской областей.
Аватара пользователя
Виталий
администратор
Сообщения: 2231
Зарегистрирован: Чт июн 21, 2007 8:25 pm
Откуда: Брно,Чешская республика

Сообщение Виталий » Вс янв 30, 2011 8:12 pm

Попробуйте написать здесь,штемпеля каких пунктов вы ищите - может что-нибудь найдём.
И 150 лет старая марка - может стоить копейки.
Хамаль
читатель форума
Сообщения: 82
Зарегистрирован: Чт дек 10, 2009 7:09 am

Сообщение Хамаль » Вс янв 30, 2011 8:25 pm

например по этому тракту: Черняев, Белые воды, Антоновка, Корниловка, Вановское, Высокое, Кульбастау,Грозное, Тасма, Уч Булак, ак-чулак, Акир -Тюбе, Малдыбай, подгорное, Луговое, Муньке, Чалдовар,Кары Балта, Беловодское, ново-Троицкое, Константиновская, Сюгатинская, Курдай, Отар, Тарган, Салку, Казанско-Богородское, Любовинское,Карасуйское, Николаевское,илийское, Чингильдинское, Царицинская, Карабулакский, сарыбулак, Ак Ичке, Арасансое, Абакумовское, аксуйское, Басканское, Романовская, Канжига Булакская, Ащи Булакская, Арганатинская, Укунынь Каская, пик Джуе Вогач. Пока вот эти. Не дошел еще до Пишпека. Еще есть около сотни станций по югу русского Туркестана.
dunduk

Сообщение dunduk » Пн фев 07, 2011 2:25 pm

Немного истории развития почты в Туркестане. Может быть кому то будет интересно.
Инфу нашел в сети.
Колониальное завоевание Россией Средней Азии и образование 27 июля 1867 года Туркестанского генерал-губернаторства и Туркестанского военного округа привело к вынужденному развитию средств сообщения, в том числе и средств связи в Туркестане.
Строились почтовые тракты между городами и важными в экономическом отношении населенными пунктами Туркестана. Особенно интенсивно шло строительство в самой экономически развитой области края – Сырдарьинской. Так, в 1858 году началось движение по почтовому тракту Оренбург – Ташкент, самому короткому пути между Туркестаном и Россией. В 1865 году – между Ташкентом и Чимкентом, Ташкентом и Аулие-Атой, Омском и Токмаком. В этот период в Ташкенте создается и первая в крае конно-почтовая контора. В 1868-1870 гг. открываются почтовые тракты Самарканд – Катта-Курган, Карши и Шахрисябз. Создаются конно-почтовые конторы, в 1873 г. – в Бухаре, Хиве; в 1885-1886 гг. – в Коканде, Андижане, Старом и Новом Маргилане. Почта доставлялась тройкой лошадей. Их сопровождали вооруженные охранники. Так было с 1865 до 1868 годов на почтовых трактах Ташкент-Токмак, Ташкент-Чимкент, Ташкент – Аулие-Ата, Ташкент – Ходжент. В это время по почтовым трактам Ходжент – Уратепа-Нау и Уратепа – Заамин – Джизак – Самарканд вместе с двумя вооруженными почтальонами за сохранностью почты следили десять казаков. Казаки специально содержались при каждой почтовой станции. Почтовая связь между городами была нерегулярной. Например, между городами Ташкент – Чимкент, Ташкент – Токмак, Ташкент – Аулие-Ата почтовая связь осуществлялась один раз в месяц, а на тракте Ташкент – Ходжент два раза в месяц.
2 февраля 1868 года в городе Ташкенте были организованы почтовые конторы Сырдарьинской и Самаркандской областей, объединенные в одно управление. Оно было подчинено главному управлению почты и телеграфа при Министерстве внутренних дел Российского правительства.
Впоследствии в июне 1868 года почтовая контора Ташкентского управления была открыта в Самарканде, в октябре 1868 года в Каттакургане, в декабре 1868 года в городах Карши, Китабе и Шахрисябзе. В июле 1873 года была организована почтовая контора в городе Хиве, а в конце 1873 года в Бухаре.В конце XIX века возникает новый вид связи – перевозка почты по железным дорогам. Стали открываться учреждения связи вдоль линий железных дорог, на вокзалах. Возрос поток обмена корреспонденцией в связи с открытием железнодорожного сообщения по Закаспийской железной дороге, по которой первый поезд прибыл в Бухару 27 января 1888 года, в Самарканд – 15 мая 1888 года, в Андижан через Ташкент – в 1899 году. В 1905 году открылось регулярное железнодорожное движение между Ташкентом и Оренбургом.
По причине все растущего объема железнодорожных почтовых перевозок с 1 июля 1900 года в городе Ташкенте было организовано управление железнодорожных почтовых перевозок Туркестанского почтово-телеграфного округа. В это управление вошли железнодорожные узлы от Самары до Красноводска и крепости Кушка, а также Андижана.
Хамаль
читатель форума
Сообщения: 82
Зарегистрирован: Чт дек 10, 2009 7:09 am

Сообщение Хамаль » Пн фев 07, 2011 3:25 pm

Спасибо за информацию!
Вы наверно взяли ее на сайте " Письма о Ташкенте"
Она не совсем точна. Почти все в этой статье взято из книги Ю.Х. Мухамедова " Почтовая связь в Узбекистане" изданной в 1961 году.
Например утверждение "Так, в 1858 году началось движение по почтовому тракту Оренбург – Ташкент..." спорно, так как Ташкент русские войска взяли 15 июня 1865 года. В 1858 году был взята
Крепость Ак Мечеть ( потом Перовск, потом Кизыл Орда). Это намного севернее Ташкента. Мухамедов написал, что первый почтовый тракт на территории современного Узбекистана соединил крепость Ниязбек на северной окраине Ташкента с Чимкентом в апреле 1865 год. Думается что тоже немного с датой попутал. Я стараюсь искать информацию в первоисточниках. Правда первоисточники найти трудновато и поэтому в голову лезут крамольные мысли вроде этих : " Чилингирян в своем каталоге описывая ПО Бухары взял перечень почтовых и ж.д станций и назвал их почтовыми отделениями. Поэтому процентов 50 из списка можно выбросить". эти мысли подстегивают искать информацию, которая может подтвердить правоту Чилингиряна.
Чилингирян назвал 26 ПО и ПТК Бухарского эмирата. основная масса которых находилась на территории нынешнего Узбекистана. Мухамедов утверждает, что в 1913 году в Бухарском эмирате было 5 ПТО и 5 ПТК. Возможно что до 1920 года, еще открыли 16 почтовых учреждений... Еще спорно включение Катта-Кургана (уездного центра Самаркандской области) и Чарджуя (отданного русским ) в этот список. наверно из за того что на последнем типе штемпеля есть надпись "Бухарские владения".
dunduk

Сообщение dunduk » Пн фев 07, 2011 7:10 pm

Ещё одна статья .
Верненский почтовый тракт начинался у железнодорожной станции Кабуль-Сай, севернее Ташкента, а далее он шел до Чимкента, мимо богатых русских поселений на Белые воды, далее тракт проходил у селений Антоновка, Ванновка и Высокое. Селения располагались в 20 верстах друг от друга.

Далее почтовый тракт через с. Бурное проходит между отрогами Кара-Тау и вливается в отроги Таласского Алатау на равнину МинБулак. В VII-VIII в. это было любимым местом кочевников и служило летней резиденцией тюркских ханов. От села Грозного тракт делает поворот на север и выходит на обширную равнину ниже р. Талас, среди которой, вблизи Киргизского хребта, лежит уездный город Аулие-Ата (Джамбул, Тараз), Сырдарьинской области.

Город и крепость Аулие-Ата был взят штурмом русскими войсками у кокандцев в 1864 году. В городе были 21 мечеть, 3 церкви (1909 год), мужское и женское училища, военный госпиталь, почтово-телеграфная контора. В городе насчитывалось 1 790 домов, 17 фабрик и заводов.

По сообщению князя В. П. Масальского, за почтовой станцией Ак-Чулак, что располагалась в 41 версте от Аулии-Ата, Верненский почтовый тракт идет на восток, через села Подгорное, Луговое, Каменка, Мерке – селение с церковью, почтовотелеграфной конторою, школой и большим базаром. Восточнее Мерке дорога проходила через большие старожильческие русские селения – Чалдовар (2 064 души обоего пола) и Кара-Балта (2 211 душ), основанное в 1874 году, в которых имеются церковь, школы и большие базары.

За Кара-Балтой почтовый тракт, покинув Сырдарьинскую область, вступает в Пишпекский уезд Семиреченской области. Тракт далее пересекает село Беловодское (3 715 душ), которое лежит в 19 верстах от Кара-Балтов, в нем есть церковь и школа.

Пишпек лежит в 40 верстах от Беловодска. Он был занят русскими войсками в 1863 году после восстания манапа Байтика против ханского наместника. Город Пишпек был основан близ разрушенной кокандской крепости, так называемой «Кузнечной крепости». В 1900 году население Пишпека насчитывало около 14 тысяч человек, из которых 8 000 – русские.

Дорога от Аулии-Ата до Пишпека шла вдоль Александровского (ныне Киргизского) хребта. К северу от хребта, в 20-30 верстах от почтового тракта, тянутся волнистые степи, а далее простираются пески Моюн-Кума. К югу от тракта – предгорные долины, занятые зимовьями киргизов.

Русские поселения группируются, главным образом, вдоль почтового тракта, образуя крупные, цветущие поселки, обрамленные зеленью садов, скрывающих усадьбы от дороги, шума и солнца.

Во время приезда поселенцев здесь были заросли камыша и ветлы. Потом построили дома, нарезали улицу. По указанию губернатора Колпаковского урядникам поручили организовывать посадку деревьев вдоль улиц, а потом и садов. Урядник села у церкви давал каждому взрослому прихожанину по 6 саженцев и 5 копеек и велел посадить эти саженцы вдоль улицы и дома, ухаживать за ними. Потом проверял, как это исполняется. И если дерево засохло от недополива – виновного подвергали порке. Это помогало. Так, благодаря Колпаковскому, села озеленились.

Верненский почтовый тракт после Пишпека (на 1909 год) разделялся на два направления: один шел на Верный и Джаркент к Китаю, а второй на восток – на Рыбачье, Иссык-Куль и Нарын.

Верненский тракт исправно служил до 1918 года, пока не началась гражданская война. Вновь заработал почтовый тракт в 1921 году, а утратил свое значение после прокладки железной дороги в Киргизии. Кстати, Ташкентская железная дорога была построена после присоединения Ташкента к России и дала определенный толчок развитию всей Средней Азии, поскольку сельскохозяйственное сырье, производимое здесь, нашло себе прямой путь к центру России.
Хамаль
читатель форума
Сообщения: 82
Зарегистрирован: Чт дек 10, 2009 7:09 am

Сообщение Хамаль » Вт фев 08, 2011 7:58 am

Больше всего почтовых трактов было в Семиреченской области.
В других областях их тоже хватало даже после строительства железной дороги. Были предложения на трактах использовать автомобили. Кроме этого почту перевозили и по Аму Дарье. Вот выдержка из Почтового дорожника Российской империи: "От Чарджуя до Керки 206 верст, до Келифа 118 верст и до Термеза 94 в. От Чарджуя до Дарган Аты 171в и от Дарган -Аты до Петро-Александровска 216в, от Петро-Александровска до Нового Ургенча 34 версты. Почты перевозятся на пароходах и обозным путем" Интересно есть ли пароходные штемпеля этих мест?
Ответить